вторник, 28 июня 2011 г.

История одной танки

Это статья-впечатление о путешествии по Северной Индии. А конкретно - долине Спити - малому Тибету.

В Северной Индии есть прекрасное место – долина Спити, которое я считаю одной из жемчужин этой удивительной страны. Как и положено в путешествиях, на пути к этому месту, Вас ожидают множество трудностей, преодоление которых оставляет незабываемые впечатления. Надо сказать, что по пути в долину, Вам придется преодолеть два перевала Ротанг и Кунзум Ла оба примерно около 4500 метров выше уровня моря. Их особенность в том, что они проходимы только 3 месяца в году. Мы отправились в долину в конце августа – это был период окончания муссонов.

Возможно, поэтому преодоление перевала Ротанг оставило после себя незабываемые впечатления. Выезжая из жаркого Манали, мы и не подозревали, что впереди нас ожидает действительно холодный перевал.
А накануне развлекаясь на местном базаре, мы сторговались дешево за одеяло и не смогли удержаться от его покупки. И, знаете? Мы не прогадали. Оно нас выручило и в дороге и в гостиницах Спити (отопления в северной Индии нет вообще, по крайней мере в местах нашего путешествия :).

У подножия горы перед перевалом расположился палаточный городок Мархи – омлет и масала перед преодолением Ротанга!
Через несколько часов, после Манали, дорога стала представлять горный серпантин с жидким месивом и неким намеком на колею и все это на высоте 2-х тысяч над уровнем моря.
Периодически джипу приходилось останавливаться, чтобы разогнавшись преодолеть особо сложный участок или дождаться пока, дорожные рабочие расчистят очередной завал.
В одном месте пришлось просить прохожих индийцев подсесть к нам в джип, чтобы увеличить сцепление с дорожным покрытием. Так необычно - вот нас двое на джип, а вот нас восьмеро, абсолютно незнакомых людей, нос к носу ))

Поднявшись на перевал мы с удивлением и удовлетворением обнаружили палаточный городок где смогли отдохнуть несколько минут и попить вдоволь массалы. За это время распогодилось, и мы двинулись дальше.
Кстати, если после перевала повернуть по дороге налево то часов через 20 вы попадете в Лех. Однако это другая история.
Итак, с этой стороны нас встретил словно другой мир, другая погода, земля и люди. И поверьте - это впечатляет. До этого момента из домашних животных в Индии мы встречали коров и собак. С этой же стороны перевала нам пару раз приходилось пробираться через стада коз и баранов.

И словно чтобы мы не переставали восхищаться окружающей красотой, через час пути, над нами повисла Радуга. Казалось, что до нее можно достать рукой.

Следующий перевал Кунзум Ла хотя и выше Ротанга на 300 метров «дался» нам без особых проблем. Сам перевал довольно живописное место.
Как только ты на него въезжаешь, тебя встречают буддийские святыни - три огромных ступы (тибет. - чортены) и небольшой храм Гейпан, божества Лахула покровительствующего путешественникам, проходящим через перевал. Здесь путешественникам положено сделать обход вокруг этой святыни по часовой стрелке для приветствия буддийских богов и получения от них благословения.

И вот, начинается долина Спити – малый Тибет. Чем же замечательны эти земли? Во, первых, не забываемыми видами. Природа создала неповторимый ландшафт. Разноцветные горы, камни причудливой формы, каждый из которых словно воплощение какого-то живого существа или бога.

Во, вторых, по словам местных жителей, одна из достопримечательностей долины Спити – это плантации гороха, которым они снабжают большую часть Индии.

И в-третьих, конечно же – это буддийскими храмами и монастырями. За время путешествия мы посетили монастыри Дханкар, Табо и Ки.

В Ки мы прибыли рано утром, до открытия монастыря. Монахи нас и пару французов угощали масалой, рассказали о монастыре и показали интересные места. Мужчинам разрешили присутствовать на церемонии «открытия пространства» в святилищах. Женщинам оставалось, лишь с завистью во взгляде проводить нас. После церемонии монах в библиотеке показывал нам древние свитки и тханки. Не забываемое впечатление от прикосновения к Вечности, когда ты своими руками приподымаешь завесь, которая прикрывает тысячелетнюю тханку.

В Дханкаре, с нами приключился интересный случай. Дело в том, что монастырь находится на горе и к нему можно подойти только пешком. Когда у местных жителей спрашиваешь о том, где находится монастырь, они указывают направление рукой «мол, там».

И вот по дороге к монастырю, нам повстречалась группа туристов, которые уныло брели вниз. Мы решили расспросить их где монастырь, но они ответили что сами здесь находятся уже несколько часов однако найти монастырь не смогли и решили вернуться. Они пожелали нам удачи, и мы расстались. Каково же было наше удивление, что через 15 минут пути никуда не сворачивая мы уперлись в ворота монастыря. Видно не всем позволено дойти до стен этого монастыря.

В монастыре нас встретили доброжелательно. Показали монастырь, библиотеку. В музее можно было потрогать экспонаты, которым несколько сотен лет. Особенные переживания нам преподнесла Комната Медитаций.

После всего увиденного, мы думали, что уже настолько полны, что больше уже ничего нас не сможет впечатлить. Однако когда нас провели на крышу - перед нами открылся лучший из видов долины Спити.


Монастырь Табо на мой взгляд крупнейший из действующих в Спити. Вернее это целый комплекс из девяти храмов. Главный храм называется Цуг-Лха-Кханг («зал просветленных богов»). Чтобы попасть в главный зал, необходимо пройти несколько затемненных помещений, в которых словно притаились футуристические фигуры охранных божеств. Проходя сквозь них, ты ощущаешь как тебя словно оценивают - достоин ли ты увидеть то, что сокрыто дальше. И когда ты все же попадаешь в основной зал, возникает ощущение, что только что тебя перенесли в пространстве и ты находишься сейчас в безвременье. Ты оказываешься в зале, где по всему периметру тебя окружают Будды прошлого и грядущего. Здесь на фресках изображены не просто события из жизни Будды и его предыдущих воплощений – это послания, содержащие вековую мудрость. Изображения богов и богинь, медитирующих будд и бодхисатв, так же несут печать этой мудрости. Внутри храма малая освещенность, что только усиливало эффект нахождения в нигде. Чтобы рассмотреть фрески приходилось прибегать к помощи фонарика. Фотографировать не разрешали вообще, так как вспышка разрушает древнюю краску. Для этого за нами присматривала строгая бабушка-тибетка, которая, как только мы останавливались у какой либо фрески надолго, подходила и начинала усиленно читать охранные молитвы. Некоторым туристам все же удавалось сделать из-под полы несколько кадров. Думаю эти фото можно найти на просторах интернет.

Еще на меня произвели впечатления тханка которая предваряет вход в главный храм и события связанные с ней в Дхарамшале, в результате которых эта танка оказалась у меня. Я слышал и ранее о том, что такая тханка существует, знал примерно ее содержание, однако до сих пор не видел ее. Эту тханку можно назвать «тханкой Пути», или как я ее еще называю - «тханкой духовного развития». Вот она.

Ее содержимое не сразу открывается зрителю. На первый взгляд ты видишь просто животных и человека, бегущих по извилистой дороге уходящей вверх. Со временем бег персонажей переходит в шаг, они меняют свой цвет. Некоторые из них исчезают – остаются только человек и слон. В тханке явно скрыт глубокий смысл, но он пока ускользает от тебя. Все может измениться после посещения храма. Твое сознание словно настраивается на восприятие смыслов кроющихся за символами и образами. И если повторно рассмотреть тханку, возникает примерно тот же эффект что и внутри храма. Внезапно ты видишь, что это не просто рисунок - это описание жизненного пути, который приходится пройти любому человеку практикующему саморазвитие. Ты начинаешь понимать, кто эти животные, что они символизируют и что с ними происходит. Созерцая, еще некоторое время тханку становится понятным, что она содержит и другие смысловые слои. И пока ты готов на нее медитировать они один за другим открываются для твоего восприятия. И вот ты уже осознаешь, что тханка символизирует единение внешнего и внутреннего миров - гармоничное единство повседневной жизни человека и его внутреннего мира.

Пришло время покидать долину Спити. Для себя мы решили, что в следующий приезд в Индию мы задержимся здесь подольше. А сейчас пора домой. Домой мы поехали через Дхарамшалу, а точнее - МакЛеод Ганж район, в котором находится дворец Далай Ламы. Эта часть путешествия заслуживает отдельного описания и вероятно в другой статье. Я упоминаю о Дхарамшале только потому, что именно здесь заканчивается история тханки из долины Спити.

Однажды зайдя со своей спутницей в один из многочисленных магазинчиков, я увидел аналог этой тханки и конечно же я захотел стать ее счастливым обладателем. Торговались мы не по «детски». Однако цену до приемлемого уровня сбить так и не удалось. Средняя цена тханок в лавке была что-то около 100 долларов за лист чуть меньше А4 формата, написанный рукой ученика. А то, что написано мастером (со слов торговца) стоило, что-то совсем не реальное.

Вот так я получил возможность, правда, уже дома подробнее изучить эту тханку. Когда мне удалось соединить эти фрагменты в единое целое, стало понятно насколько богато ее содержание. Должен Вам признаться, что многие смыслы, скрытые в этой тханке, я понял не в тот первый раз в Спити, и не во второй и третий разы рассматривая ее дома, а много позже, собрав дополнительную информацию из различных источников. И возможно в следующей статье я поделюсь с Вами своими актуализациями.


Александр Воронин и Виктория Руденко
Инструктора УФЙ 
yoga.net.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий